Главная » Файлы » Мои файлы

Азарова И.В. Урок музыки в 5 классе "Волшебная сила кюя"
[ Скачать с сервера (635.6 Kb) ] 25.03.2018, 15:01

Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің № 22 орта мектеп» ММ-сi

ГУ «Средняя школа №22 отдела образования акимата города Костаная»

 

 

 

 

 

Эмблема школы

 

 

 

 

Азарова Ирина Викторовна.

Учитель музыки.

Предметное направление: музыка.

Специалист высшей квалификационной категории.

Тема: «Волшебная сила кюя»

Класс: 5

Форма проведения: урок обобщения и систематизации знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017 ж.Қостанай қ.

г. Костанай 2017 г.

Краткосрочный план урока

Раздел 1 долгосрочного плана:

Музыкальное наследие казахского народа.

Школа: № 22

Дата: 18.10.2017г

Урок: 7

ФИО учителя: Азарова И.В

Класс:5

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока

Волшебная сила кюя.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

5.1.1.1 анализировать прослушанные музыкальные произведения, определять вид, стиль, жанр и средства музыкальной выразительности.

5.1.3.3 исполнять совместно на инструментах несложные фрагменты музыкальных произведений.

Цели урока

Анализировать способы звук извлечения на домбре;

Определять на слух способы звук извлечения на домбре «токпе» и «шертпе»;

Оценивать свою работу и работу других.

Критерии обучения

Учащийся достиг цели, если:

Знает стили «токпе» и «шертпе»;

Даёт полное описание интерпретации кюя;

Выявляет различия стилей «токпе» и «шертпе»;

Применяет различные эффекты в кюе.

Языковые цели

Серия полезных фраз для диалога/письма

айтыс, айтыс девушки и джигита, каим айтыс.

-кюй- токпе, шертпе.

-стиль, жанр, лад, интонация,

инструмент оформления.

-импровизация, аранжировка,

композиция

-интерпретация

-темп, ритм

-сопровождение, ансамбль

Вопросы для обсуждения:

Мы исследовали историю кюя, это..(шертпе, токпе) помогает освоить методы исполнения кюя.

Привитие ценностей

Общество всеобщего труда.

Меж предметные связи

Прослеживается меж предметная интеграция связь с информатикой, историей, литературой.

Предварительные знания

Учащиеся предварительно знают, что такое кюй.

Технические средства обучения: компьютер с презентацией.

Ход урока

В начале урока акцент на концентрацию внимания учащихся:

1.Организационный момент:

В начале урока позитивный настрой на работу.

Для того чтобы у вас не было такого грустного лица как на этом, мы должны настроится на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало. Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что же, кто не смог сделать утром, улыбнёмся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Спасибо.

Учащимся даётся время на выполнение задания 2мин.

  1. . Этап обобщения и систематизации изученного материала.

Под музыкальный фон домбры прочитать оду о домбре:

Ильяс Джансугуров. Домбра. Кюй.

Играй свой кюй, домбра, играй,
Напев чудесный разливай,
Журчи, как горные ручьи,
На сердце радость напевай.
Чтоб весь туман в горах исчез.
Чтоб тучи все сошли с небес,
чтоб все заслушалось тебя,
Твои напевы полюбя,
Еще сильней, домбра, играй!
Три колышка да две струны,
Да девять узелков – домбра,
Да десять пальцев, что вольны
Любые вызывать ветра.
Скачите, пальцы, словно конь,
В прекраснейшей из всех погонь,
Играй еще сильней, домбра!
Эй, слушай, трудовой народ,
Как сладостно домбра поет
В руках народного кюйши.
И даль степей, и страсть души –
Все обращает в кюй игра!
Играй еще сильней, домбра!

3.Деление учащихся на группы с помощью карточек. 3 мин.

Сегодня на нашем с вами уроки речь пойдет о домровом искусстве и видах игры на домбре, ну а для того, чтобы вы сегодня плодотворно работали, и у вас было хорошее настроение мы с вами, проведем деление на группы с помощью карточек с изображением кюйши Даулеткерея и Курмангазы.

У кого карточка с изображением Курмангазы исследует стиль игры на домбре «Токпе»

У кого карточка с изображением Даулеткерея исследует стиль игры на домбре «Шертпе».

У нас с вами получилось две команды «Токпе» и «Шертпе».

Учащимся даётся время на выполнение задания 2 мин.

4. Знакомство с новым материалом.

Кюй является зрелым, высокоразвитым искусством, впитавшим в себя весь эпос нации. Казахами кюй воспринимается еще и как священное письмо предков, выраженное в музыкальной форме. Расцветом жанра кюя стал XIX век, представленный авторским творчеством исполнителей кюев – кюйши – профессионалов устной традиции. Раньше перед исполнением кюя музыканты в устном рассказе излагали его содержание. При этом рассказ и музыка были художественно равноправны. Мастерство музыкантов оценивалось не только качеством игры, талантом инструментальной импровизации, но и владением слова.

В ходе постепенного исторического развития инструментальная музыка перестала быть просто средством иллюстрирования. Между рассказом и кюями установились новые соотношения. Музыка сама стала представлять высокую художественную ценность, она стала нести самостоятельное содержание, раскрывать различные характеры и настроения.

Кюй как основной жанр традиционной казахской инструментальной культуры продолжает развиваться и в наши дни.

  • Как называют исполнителя кюя? (Кюйши).
  • Как называют музыканта, который не только исполняет, но и сочиняет кюи? (Композитор — кюйши).

Искусство каждого кюйши отличалось яркой индивидуальностью стиля, характерной образностью, различными средствами музыкальной выразительности, высоким уровнем исполнительского мастерства.

Сегодня мы познакомимся с произведениями великих композиторов — кюйши

5. Задание для групп : Чтобы раскрыть тему нашего сегодняшнего урока поработаем в группах. Создание кластера.

Предлагаю задания для групп:

1 группа.

Исследуйте разные способы извлечения на домбре в стиле токпе . Дайте полное описание термина стиля «Токпе»; Кто исполнял кюи в стиле «Токпе»?

И ответьте на вопрос в чём разница токпе и шертпе кюя?

2 группа.

Исследуйте разные способы извлечения на домбре в стиле шертпе. Дайте полное описание термина стиля «Шертпе»;

И ответьте на вопрос в чём разница токпе и шертпе кюя?

- Обратить внимание учеников на историю кюя и на методы исполнения токпе и шертпе кюйев. Ученики делятся с идеями о особенностях в кюйе, составляют постер. Это работа дает возможность учителю определить какие слова знают ученики, на каком уровне способность восприятия.

Задание на поиск информации. Критерии оценивания:

Знает стили токпе и шертпе;

Даёт полное описание интепретации кюя;

Выявляет различия токпе и шертпе.

Работа над информацией исследует стиль игры на домбре «Токпе»

Информация для учащихся к заданию:

Кюйши — в буквальном смысле означает «исполнитель кюйев». Кюй — казахская народная инструментальная пьеса, исполняемая главным образом на домбре. Кюй воплощает многолетнее народное творчество и отражает различные проявления природы в музыкальной форме. Имеются кюи, изображающие скачки, полёт птиц, шуршание змей и пр. Их исполняют кюйши, а также жырши и акыны.

Кюи имеют локальные стили, ярко выраженные в интонацинном складе мелодий, видах инструментов, исполнительской технике. Лучшими образцами кюев Западного Казахстана является творчество выдающихся композиторов-кюйши Курмангазы, Ахмедьярова и Даулеткерея, для Восточного и Северного Казахстана — Таттимбета и Агашаяка, для Южного — Ихласа, Сугура, Байсерке и др.

Современные композиторы-кюйши: Д. Нурпеисова, М. Ержанов, Ж. Каламбаев, А. Шингожаев и др.

В домбровой культуре сложились две – ведущие инструментальные традиции:западно-казахстанская – токпе и восточно-казахстанская – шертпе. Восточно-казахстанский шертпе – мягкое щипковое звукоизвлечение пальцами. Содержанием шертпе кюйев стали тонкие психологические зарисовки, глубокие человеческие эмоции, изящные женские образы. Традиции этой школы развились на обширной территории – с Алтая до Улытау и берегов Сырдарьи. Когда речь заходит о кюях шертпе, то в первую очередь называются произведения кюйши уроженцев Сары-арки. И среди них непревзойдёнными образцами кюев шертпе, самыми глубокими по своему философскому содержанию считаются произведения Таттимбета, основателя шертпе-кюев.

Метод исполнения кюев шертпе резко отличается от традиционных методов других школ: он требует неторопливого, даже, можно сказать, величавого исполнения, что достигается попеременными щипками каждой из струн по отдельности, для него характерно образование особых вибрационных волн, которые появляются при особом нажатии струн на ладах. Только при соблюдении перечисленных условий исполнитель может извлечь из инструмента теплую и трогательную мелодию.

В школе шертпе-кюев произведения Таттимбета являются своеобразными эталонами. Домбрист, полностью усвоивший все тонкости исполнения, достигает вершин мастерства. Кюи Таттимбета исполняются в основном, способом щипка отдельных струн. Например, кюи «Сарыжайлау», «Сылкылдак», «Кокейкести», «Косбасар» исполняются при переводе струн на он бурау (квартовый строй), а кюи «Азамат Кожа», «Бес торе» исполняются при переводе струн.

Защита постера. Учащимся даётся время на выполнение задания 15 мин.

Оценивание «Светофор» 1мин.

6. Мозговой штурм. на терис бурау (квинтовый строй). Если при исполнении этих кюев не пользоваться методом, применяемом для разностроевой игры, то содержание и характер произведений не раскроются.

Токпе — кюй западноказахстанской домбровой традиции ("токпе" — это бурлящий, льющийся непрерывно). Исполнителем токпе кюев был выдающийся композитор, автор пьес для домбры Курмангазы Сагырбайулы.

Задание выполняется в группе. Озвучивание вопросов в устной форме, учащиеся отвечают на вопросы.

Дайте полное описание термина стиля «Токпе»;

Кто исполнял кюи в стиле «Токпе»?

В чём особенность стиля «Токпе»?

Дайте полное описание термина стиля «Шертпе»;

Кто исполнял кюи в стиле «Шертпе»?

В чём особенность стиля «Шертпе»?

Учащимся даётся время на выполнение задания 7 мин.

Взаимооценивание большой палец.1 мин

7. Видеоанализ кюя «Адай».

Выполнение заданий в групповой форме работы.

1.Прослушайте кюй Адай;

2.Исполните к кюю аккомпанемент, использовав шумовые инструменты в группе, определите свою партию (роль) во время исполнения музыкального произведения;

Учащиеся слушают кюй. Распределяют роли в ансамбле. Сочинят, импровизируют с помощью оформляющих инструментов несложный ритмический рисунок.

Учащимся даётся время на выполнение задания 5мин.

Демонстрация своего выступления на обозрение класса.

Взаимооценивание по критериям:

Исполняет свою партию в ансамблевом аккомпанементе.

Импровизирует несложный ритмический рисунок.

8.Учащиеся проводят рефлексию: 5 мин

Я исследовал историю кюя, это…… (шертпе, токпе) помогает освоить методы исполнения кюя.

Озвучивание цели обсуждение была ли выполнена цель обучения.

Я гармонично исполнял свою партию потому что......

Чтобы я изменил в своём исполнении.......

9. Подведение итогов: обсуждение цели и критерий урока.

Озвучивание цели обсуждения, была ли выполнена цель обучения.

Даётся обратная связь учителя учащимся по критериям.

Методическая литература: Методическое руководство для учителей 5 классов. Кульманова Ш.К, Сулейменова Б.Р.

Интернет ресурсы:

https://yandex.kz/images/search?img

https://soundation.com/studio

https://www.iphones.ru/iNotes/505685

http://collegy.ucoz.ru/publ/67-1-0-6837

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности
 

Рефлексия по уроку:

При исследовании новой информации по данной теме, некоторые учащиеся будут выполнять простейший поиск задания.

Успевающие ученики делают сложнее исследование.

Используемые методы оценивания на уроке:

К = работа со всем классом

Д = демонстрация учителем

Г = групповая работа

И = индивидуальная работа

Ф = поддержка формативного оценивания

Начало урока

- «Мозговой штурм»

- Середина урока

Обсуждение

- Взаимооценивание

Итоги урока

Рефлексия

 

Здоровье сберегающие технологии.

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Nata22 | Теги: музыка, кюи, обновление содержания образования
Просмотров: 268 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar