Главная » Статьи » Мои статьи

Азарова И.В. «Организационно-методические аспекты проектирования современного урока по эстетическому циклу в начальной школе (предмет музыка)».

В настоящее время в сфере образования стремительно происходят изменения, как для школ и учителей, так и для учащихся.

После окончания курсов повышения квалификации педагогических работников в рамках обновления содержания образования и курсов по Программе повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан «Лидерство учителя в школе» разработанной центром педагогического мастерства АОО НИШ в моей работе, как учителя музыки произошли изменения. Я понимала, что за короткое время невозможно изменить собственные подходы к уроку кардинально, но вполне реально начать внедрять изменения. Мне очень хотелось, чтобы мои уроки были не только поучительны, но и интересны, занимательны, увлекательны, чтобы на моих уроках ученику не было скучно, чтобы он активно работал, проявляя свои творческие способности.

Процесс обучения учебно-познавательной деятельности учащихся в 1 и 2 классах я начала строить в соответствии с изучения учебной программы, учебного плана и среднесрочного планирования по предмету музыка.

Эти документы были направлены на достижения результатов по применению знаний основ музыкальной грамоты в процессе различных видов музыкальной деятельности (исполнительская, музыкально-творческая, коммуникативная и речевая деятельность) в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.

Для определения содержания данного предмета выстроена система целей обучению предмета музыка, где в первую очередь учащиеся должны овладеть ключевыми знаниями и умениями, способами творческого самовыражения и коммуникации в музыкальной деятельности, формировать понятия о нравственно-эстетических ценностях национальной и общечеловеческой культуры, развивать музыкальные и творческие способности учащихся.

При разработке своих краткосрочных планов я использую систему целей обучения предмета при этом руководствуюсь принципами конструктивистского подхода в обучении. Я думаю, что именно такая форма работы будет способствовать повышению мотивации учащихся, и позволит разнообразить формы и методы работы в начальной школе на уроках музыки.

  • составлении краткосрочного планирования, в первую очередь я учитываю то, что в начальной школе, а именно в 1 классе, не все учащиеся еще могут осознанно читать, и всю работу планирую проводить коллективно в парах и группах. Использование именно этих форм работы способствуют развитию у учащихся навыка работы в сотрудничестве, т.е. учащиеся будут учиться слышать мнение других, будут учиться осознавать, что есть другие идеи, смогут научиться выражать и анализировать свое понимание прослушанного музыкального материала.

Для формирования предметного (академического) языка у учащихся на уроках музыки при составлении планирования использую соответствующий глоссарий, который рекомендуется использовать в различных видах музыкальной деятельности (слушание, восприятие, анализ, исполнение музыки) при описании музыкальных понятий и явлений, в процессе обсуждения идей для сочинения и импровизации музыки.

Для того, чтобы успешно реализовать уроки музыки каждый свой урок начинаю с позитивного настроя, дающего возможность каждому ученику чувствовать себя психологически комфортно и свободно в процессе обучения на уроках музыки. В начале каждого урока для формирования и сохранения коллаборативной среды я планирую тренинги, направленные на создание благоприятной атмосферы в классе. Выбор данной формы, организации начала урока помогает избежать авторитарного давления учителя, создаёт «ситуацию успеха» для каждого ученика. Все свои уроки я начинаю с приемов психологического настроя «Зеркало», «Помогатор», «Дотронься до….» «Банан» именно эти формы работы способствуют возрастанию эмоциональной мотивации и интереса учеников к уроку.

В начале урока на этапе введения в тему урока я предлагаю ученикам составить ассоциативный ряд к словам «музыка», «танец», «опера», «песня», «балет», «марш» это позволяет мне определить уровень их понимания значимости этих слов в жизни каждого ребенка. Учитывая, что у младших школьников преобладает наглядно-образное мышление, в своих краткосрочных планах по возможности планирую сопровождать урок презентациями с демонстрацией нового материала, а также включаю в учебный процесс электронные физминутки, просмотр коротких видеофильмов.

На следующем этапе работы подбираю неоднообразные задания, включаю игровые моменты, например, на одном уроке игру «мажор» и «минор», на другом уроке использую конверт с пазлами больших фотографий казахских и русских композиторов, интервью. Во время игры ученики должны будут показать свои знания по пройденным темам, затем планирую, провесьте рефлексивную коллективную беседу, в ходе которой каждый из учеников будет делиться своим личным мнением и взглядами по уроку музыки. Использование игры в процессе музыкальной деятельности способствует развитию у учащихся музыкальной памяти, ассоциативно-образного и творческого мышления, слуховых, ритмических, исполнительских навыков и музыкальных знаний.

Я считаю, что необходимо у детей уже на начальном этапе обучения в школе формировать понятие личной значимости и понятия того, что успех обучения – это результат работы на уроке каждого ученика. Ожидаемый результат обучения должен работать на цель, и он должен быть достижимым, поэтому задания для работы, вопросы для беседы я стараюсь подбирать с учетом индивидуальных способностей учащихся. На уроках музыки развитие критического мышления у учащихся чётко прослеживается при выполнении заданий с использованием таксономии Блума, на таких уроках учащиеся учатся анализировать полученные результаты, делать выводы на каждом этапе работы.

  • каждого из заданий урока планирую заканчивать рефлексией и организацией обратной связи. Считаю целесообразным на каждом уроке уделять внимание обучению моих учеников самооценке и взаимооценке только с положительными комментариями. Новые формы оценивания, по моему мнению, повлияли на изменения моих учеников, они более ответственно стали подходить к этому этапу урока. Оценивание я применяю на разных этапах урока, учащиеся были удивлены тому, что оценки можно ставить не всегда, и что в первую очередь самооценка позволяет им определить свои проблемные зоны в обучении. Стратегии: «Светофор», «Плюс – минус – вопрос», « Аплодисменты», критериальное оценивания, устное комментирование, это малая часть того, что мною было использовано на моих уроках. Хочется отметить, что на первых уроках учащиеся взаимооценивали друг друга необъективно, завышали оценки, чтобы не обидеть своих одноклассников, но на следующих уроках, выработав критерии оценивания, учащиеся начали оценивать свою работу и работу одноклассников без конфликтов, ссор и обид. Я думаю, что те формы, методы и стратегии, выбранные мною для составления краткосрочного планирования к уроку, позволят мне активизировать учебный процесс и помогут вовлечь в него каждого ученика, ведь именно от того, как они будут работать на уроке, будет зависеть успех обучения.
Категория: Мои статьи | Добавил: Nata22 (25.03.2018)
Просмотров: 110 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar