Главная » Статьи » Мои статьи

Станогина Н.В. Методика организации образовательного процесса по развитию функциональной грамотности учащихся
Станогина Н.В. Использование новых подходов к обучению для развития функциональной грамотности учащихся. Методика организации образовательного процесса по развитию функциональной грамотности учащихся в контексте международных исследований TIMSS и PISA. Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 году ЮНЕСКО, наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами. Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения. Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии. В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности личности является наличие определенного уровня функциональной грамотности. Итак, перед нами встают три вопроса: • Что такое «функциональная грамотность»? • Почему необходимо развивать функциональную грамотность учащихся? • Как организовать образовательный процесс для развития функциональной грамотности учащихся в контексте международных исследований TIMSS и PISA? Рассмотрим выдержки из «Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы»: «… стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы». Что же понимают под термином «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. При этом результатом развития функциональной грамотности является овладение обучающимися системой ключевых компетенций, позволяющих молодым людям эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации. Ключевые компетенции - это требование государства к качеству личности выпускника средней школы в виде результатов образования, заявленные в ГОСО и учебных программах. Выделяются следующие ключевые компетенции выпускника средней школы. • Управленческие (способность к разрешению проблем). • Информационные (способность к самостоятельной познавательной деятельности или умение учиться на протяжении всей жизни). • Коммуникативные (способность к устной, письменной, продуктивной коммуникации на казахском, русском и английском (иностранном) языках). • Социальные (способность к социальному взаимодействию). • Личностные (способность к самоорганизации, самосовершенствованию, жизненному и профессиональному самоопределению, самореализации, быть толерантным). • Гражданские (способность нести ответственность за свою родину на основе казахстанского самосознания и культурной идентичности). • Технологические (способность к использованию технологий, в том числе научных, цифровых на уровне эффективного пользователя). Кроме ключевых компетенций в рамках отдельных предметных областей выделяются предметные компетенции: освоенные специфические знания, умения, навыки в рамках учебного предмета. Ключевые и предметные компетенции как результаты образования должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и определенными по времени. Если говорить более конкретно, в применении к школьной практике, то функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений («Эффективность использования развития функциональной грамотности на пути повышения качества обучения обучающихся», http://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/129096). Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (ProgramforlnternationalStudentAssessment - PISA), проводимой под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). PISA оценивает способности 15-летних подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях. Анализ результатов международных исследований TIMSS и PISA, проводимых в Казахстане в последние годы показывает на противоречие между уровнем предметных знаний учащихся и степенью развитости навыков применения их в реальных жизненных ситуациях. Обладая большим набором базовых знаний, учащиеся Казахстана имеют низкий уровень развития метапредметных навыков. Большие затруднения вызывают задания на глубокую обработку информации, а также задания межпредметного, интегрированного характера. Именно на основании анализа результатов международных исследований и был принят «Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы». В плане выделены те функциональные навыки, которые должны формироваться в условиях школы. Немалое место в системе ключевых компетенций выпускника уделяется информационным и личностным компетентностям, т.е. метапредметным навыкам и навыкам метапознания. Национальная академия образования им. И. Алтынсарина выпустила методическое пособие «Особенности формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы по предметам естественно-научного цикла», в котором достаточно подробно освещается данная проблема. Ведь новый порог функциональной грамотности – вызов ХХІ века. Нынешний период исторического развития характеризуется технологизацией гуманитарной и учебной сфер в образовании, увеличивающимся в геометрической прогрессии информационным потоком, универсализацией деятельности. Все это, так или иначе, формирует определенно особые требования к уровню грамотности и образования человека, который ближайшем будущем будет вступать в производственные и общественные отношения в различных системах деятельности. Перед педагогами встает вопрос: как организовать учебный процесс с точки зрения развития функциональной грамотности учащихся? Какие стратегии и новые подходы должны применять педагоги, чтобы добиться ощутимых результатов в этом направлении? Инструментом для решения данной проблемы может быть выбран интегрированный подход к преподаванию предметов как стратегии развития целостного мышления учащихся. Очень важно, чтобы учителя осознали основную мысль: чтобы ученики научились учиться, нужно развивать метапредметные навыки, которые используются во всех науках и позволяют формировать целостное мышление учащихся; интеграция предметов позволяет демонстрировать схожесть научных подходов для разных наук. Наиболее удачными и проверенными стратегиями для формирования целостного мышления, т.е. функциональной грамотности учащихся, являются:  работа учащихся с различного рода таблицами (концептуальными, сравнительными и т.д.);  групповая деятельность учащихся по решению проблем;  проектная деятельность;  работа с задачами практической направленности;  постоянная смена видов деятельности учащихся, уход от рутины, натаскивания;  переход к субъект-субъектным отношениям педагога и ученика  и т.д. Универсализм личности состоит сегодня не в объеме удерживаемых в памяти сведений и не в массиве оперируемых знаний из разных дисциплинарных областей, а в овладении общей системой ориентации в океане информации, в создании жестких личностных фильтров — четких способов отбора ценной информации, а также в формировании умения постоянно пополнять и достраивать свою личностную систему знаний. Индикаторы функциональной грамотности школьников (по предметам естественнонаучного цикла) № Индикаторы функциональной грамотности Умения (эмпирические показатели) 1 Общая грамотность Написать эссе, сочинение, по проблемам экологии, состояния природного комплекса своей местности, экономике края, объяснить природное явление. Считать без калькулятора при выполнении расчетно-практических задач по географии, химии, биологии, физике. Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении предметно-тематических фраз, подборе слов, демонстрировать предметную речь. Исполнительская грамотность. Написать заявление, заполнить анкеты, бланки, таблицы наблюдений, подвести итоги, сформулировать выводы. 2 Компьютерная грамотность Искать тематическую информацию в сети интернет. Пользоваться электронной почтой. Создавать и распечатывать тексты. Работать с электронными картами. таблицами, схемами, наглядными пособиями. Грамотность конструирования. Использовать графические редакторы при проведении практических, лабораторных работ на уроках географии, биологии, химии, физике. 3 Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему, используя знания по биологии (анатомии человека). Знать, куда обратиться за экстренной помощью. Заботиться о здоровье своем и окружающих используя знания по биологии, химии, географии и физике Грамотность, четкость, последовательность действий в чрезвычайных ситуациях Уметь вести себя в ситуациях угрозы личной и общественной безопасности. 4 Информационная грамотность Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий, таблиц. Читать чертежи, схемы, графики, осуществлять систематизацию информации. Использовать предметно-тематическую информацию из СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение), интернета. Пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки Информационная грамотность в интернет, других коммуникациях. Анализировать числовую и иную информацию. 5 Коммуникативная грамотность Работать в учебной группе, уметь способствовать благоприятному микроклимату в коллективе. Быть настойчивым, не поддаваться колебаниям своего настроения. Уметь подчиняться при работе в учебной группе и быть лидером. Коммуникативная грамотность, этичность в общении и деятельности. Организовывать работу группы по плану и без. 6 Владение иностранными языками Перевести со словарем несложный текст по географии, биологии, химии, физике. Рассказать на иностранном языке о себе, своих друзьях, своем городе, природе, экономике, экологии своего края. Понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники. Владение иностранными языками. Общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы. 7 Грамотность при решении бытовых проблем Используя знания экологии, экологической безопасности и знания по химии, биологии, географии и физике выбирать необходимые продукты, товары и услуги. Планировать денежные расходы, учитывая бюджет семьи, иметь свой личный бюджет. Использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями и без них Грамотность при решении бытовых проблем, в том числе поддержание чистоты дома, в школе, других общественных местах. 8 Правовая и общественно-политическая грамотность Ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь описаниями, справочником, картой. Отстаивать свои права, интересы, точку зрения. Объяснять функции и полномочия Президента, Парламента, Правительства, органов исполнительской и законодательной власти. Объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением. Правовая грамотность в различных видах деятельности. Анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий. Задача формирования естественнонаучной грамотности и достижения образовательных результатов ГОСО предъявляет определенные требования к содержанию учебной деятельности на уроке и компетенциям учителя. Очевидно, что учебная деятельность по преимуществу должна иметь продуктивный (в отличие от репродуктивного) характер и включать в себя следующие виды деятельности: – объяснение и описание явлений; – использование и построение моделей явлений и процессов; – прогнозирование изменений; – формулирование выводов на основе имеющихся данных; – анализ этих выводов и оценка их достоверности; – выдвижение гипотез и определение способов их проверки; – формулирование цели исследования; – построение плана исследования; – дискуссия по естественнонаучным вопросам. Соответственно и материал урока должен «создавать повод» для организации деятельности и постановки учебно-деятельностных заданий, формирующих компетентности естественнонаучной грамотности, с целью развития и формирования функциональной грамотности. Например, следующая задача. Сергею, который живет в пос. Владимировка Костанайской области, необходимо встретить сестру, которая должна приехать из Москвы на поезде. Сергею известно: 1. Сестра приезжает на железнодорожный вокзал г.Костаная. 2. Номер поезда –71/72 В какое время необходимо выехать Сергею, что бы успеть к поезду, если скорость автомобиля – 70 км/ч. (Карта Костанайской области и расписание поездов прилагается). «Проектирование содержания деятельности по формированию функциональной грамотности в старшей школе» по предметам естественнонаучного цикла № Параметры проектирования деятельности Предпочтительность по профилям обучения ЕМН ОГН 1 Мини-исследования по изучаемым темам Системно, по основным разделам и темам с презентацией на текущих уроках. По отдельным темам, с презентацией на отдельных уроках. 2 Работа по картам, схемам, таблицам, в том числе наглядным Анализ, самостоятельная разработка выводов,новые схемы, новые знания. Анализ, выводы. 3 Практические, лабораторные работы различной степени сложности Плановые, тренировочные, развивающие, деятельностные. Плановые, деятельностные. 4 Работа со статическими материалами Регулярно, по основным разделам и темам, обязательное графическое отражение. Регулярно, по основным темам. 5 Изучение дополнительного материала, периодической печати Постоянно, с презентацией на уроках новых знаний, их функционального значения. Презентация новых знаний, их функциональное значение для ученика. 6 Практическая направленность домашнего задания Системное, регулярное, деятельностное, задача самовоспитания, саморазвития. Системное, регулярное, деятельностное, задача самовоспитания. Как видно из таблицы, особое значение для формирования функциональной грамотности имеют различные формы самостоятельной деятельности учащихся. И еще один важный момент. Функциональную грамотность нужно не только формировать, но и отслеживать уровень ее сформированности. Так как само это понятие многоплановое, то и диагностика этой характеристики является процессом сложным и достаточно трудоемким. Поэтому рационально определять конкретные приоритеты для того или иного исследования, что позволит сузить и конкретизировать процесс оценивания. Один из приоритетов повышения качества образования – целенаправленное развитие у обучающихся надпредметных способов деятельности. Ибо эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний. Учителями МО МИФ СШ№22 г.Костаная были рассмотрены различные методики определения уровня сформированности надпредметных навыков, общеучебных умений и навыков, навыков учебной деятельности учащихся. Ниже предложены блоки заданий, которые нацелены на выявление уровня сформированности: 1) Учебно-познавательной компетенции: применение общенаучных методов познания – анализа, синтеза, обобщения, классификации, абстрагирования, доказательства. 2) Социально-личностной компетенции: решение нестандартных задач. 3) Информационной компетенции: работа с текстом. Так как основной целью является выявление сформированности надпредметных навыков, то основой для диагностики выбрана единая методика, заключенная в таблицу. Предлагаемые задания составлены с использованием предметных терминов и законов, но ориентированы на определение глубинных процессов мышления учащихся. В зависимости от сложности задания за правильное его выполнение можно получить различное количество баллов: Задание №1. «Обобщение на словесном материале». 3 балла Задание №2. «Способность к анализу и синтезу». 3 балла Задание №3. «Абстрагирование». 3 балла Задание №4. «Попробуй, докажи». 10 баллов Задание №5. «Классификация». 6 баллов Задание №6. «Решение нестандартных задач». 15 баллов Задание №7. «Анализ текста». 10 баллов ИТОГО 50 баллов Оценивание осуществляется по уровням: 1 уровень Низкий 0-19% 2 уровень Ниже среднего 20-39% 3 уровень Средний 40-59% 4 уровень Выше среднего 60-79% 5 уровень Высокий 80-100% Ниже приведен пример такого диагностического материала. Математика, 5 класс. Ключевая компетенция Задание для учащихся Умения и навыки 1.Учебно-познавательная Задание №1. «Обобщение на словесном материале». Из пяти слов каждого ряда исключите слово, которое не подходит по смыслу. Свой выбор поясните. 1. миллиметр, сантиметр, метр, километр, килограмм. 2. диаметр, круг, радиус, треугольник, окружность. 3. развёрнутый, кривой, острый, прямой, тупой. * получение вывода, выражающего главные, основные свойства; * установление связей группы объектов. Задание №2. «Способность к анализу и синтезу». Вам предлагаются анаграммы (слова, преобразованные путем перестановки входящих в них букв). Найдите исходные слова. 1. ВЕРИУАНЕН 2. НЕМЗАТЬЛНЕА 3. РЕЦНПОТ * расчленение целого на составные части; * объединение в единое целое имеющихся данных. Задание №3. «Абстрагирование». Вам предлагается ряд математических терминов. Необходимо за 7 секунд выбрать из 5 предложенных терминов 2, которые наиболее точно характеризуют данное математическое понятие. 1.Уравнение (равенство, корень, обозначение, неизвестное, единицы измерения.) 2. Дробь (сумма, обозначение, числитель, вычитание, знаменатель) 3. Выражение (коэффициент, значение, числовое, число, буквенное) * умение выделять существенные признаки понятий Задание №4. «Попробуй, докажи». Докажите истинность или ложность утверждения: «Любое число имеет обратное число». *умение составлять тезисы *выдвигать аргументы *делать умозаключения Задание №5. «Классификация». Сгруппируйте математические понятия, критерий группировки определите самостоятельно: 1. Взаимно простые числа. 2. Сложение и вычитание. 3. Площадь. 4. Знаменатели дробей. 5. Натуральные числа. 6. Длина, ширина прямоугольника.. 7. Общий делитель единица. 8. Дополнительные множители. 9. Периметр. 10. Наименьшее общее кратное *умение распределять, выстраивать объекты по их признакам *умение самостоятельно определять критерий группировки 2.Социально-личностная Задание №6. «Решение нестандартных задач». В семи номерах подряд журнала «Мурагер» публиковалась новая повесть. Окончание дано в №11. С какого номера нужно попросить журнал в библиотеке, чтобы прочитать всю повесть? *умение решать важные жизненные проблемы *умение четко и убедительно излагать свою позицию *умение анализировать ситуацию, принимать ответственное решение 3.Информаци онная Задание №7. «Анализ текста». Прочитайте текст, дайте ответы на предложенные вопросы. Однажды Незнайка со своими друзьями собирал яблоки. Нарвали они не очень много – меньше шестидесяти, но и немало – больше пятидесяти. Разделили все яблоки поровну. Вдруг видят – Чебурашка к ним бежит. Не беда, что из другой сказки. Надо и его яблочком угостить. Каждый малыш отдал Чебурашке одно яблоко, и оказалось, что у всех опять яблок поровну. Ответьте на вопросы: 1. Сколько было всего малышей? 2. Сколько яблок они собрали? 3. По сколько яблок досталось каждому? *умение анализировать художественный текст *применение общенаучных методов, в том числе аналогии *применение знаний в новой ситуации *интеграция знаний *умение ориентироваться в сложной системе социальных отношений Развитие человеческих ресурсов определено в качестве одного из приоритетов Стратегического плана развития страны до 2020 года. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан, четко определяет приоритетные направления развития образования. Современная система образования, внедрение инновационных форм и методов обучения предъявляют все более высокие требования к личности и профессиональной компетентности педагогических работников. Недостатками в настоящее время, является отсутствие в системе образования единого понимания категории «функциональная грамотность». Не используется богатейший опыт педагогической науки советского периода. Предметные цели пока доминируют над интегрированными, подход формирования элементарных учебных умений и навыков в обучении превалирует над деятельностным. Информационная перегрузка ведет к снижению мотивации обучения и ухудшению здоровья учащихся. Обучение ориентировано на получение формальных результатов, а не на развитие личности. Рейтинг, единое национальное тестирование пока не направлены на определение уровня достижения функциональной грамотности. Информационные ресурсы школ не объединены, библиотечный фонд носит разрозненный характер. Уровень обеспеченности школ учебным оборудованием в кабинетах не позволяет проводить качественные практические, деятельностные работы. В Казахстане отсутствуют формы системной информационно-методической работы с профессиональной учительской средой. В результате выполнения Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников к 2016 году будут созданы условия для решения накопившихся вопросов в системе образования и, кроме того, предусмотрено ускоренное развитие функциональной грамотности казахстанских школьников при обучении в общеобразовательной школе.
Категория: Мои статьи | Добавил: Nata22 (11.11.2015)
Просмотров: 118 | Теги: СШ22, Станогина Н.В. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar