ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КОМПЬЮТЕРНО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
СТАНОГИНА Н. В.
ГУ «Средняя школа №22 отдела образования акимата г. Костаная», г. Костанай, Республика Казахстан
Социальные перемены, глобализация социально-экономических и политических сторон жизни общества диктуют школе как социальному институту требование обновления содержания среднего общего образования с целью предоставления подрастающему поколению возможности получения качественного общего образования.
В этих условиях одним из основных направлений обновления содержания среднего образования является ориентирование его содержания на целенаправленное и систематическое приобщение учащихся к научным способам познания и самостоятельным исследованиям, на широкое применение учебных ситуаций, формирующих познавательную мотивацию и учитывающих дидактические возможности информационных технологий [1, с.26].
Обновление казахстанского образования предполагает организацию проектной деятельности на всех ступенях обучения как одной из стратегий, позволяющих достичь современного использования компьютерно-коммуникативных технологий для достижения основных результатов образования – сформированности ключевых компетентностей и развития функциональной грамотности школьников.
Современные компьютерно-коммуникативные технологии обучения – это совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения.
Основные умения и навыки, формируемые в процессе проектной деятельности, рассматриваются с учетом возможностей современных компьютерно-коммуникативных технологий для их формирования.
1. Рефлексивные умения. Компьютерно-коммуникативные технологии помогают правильно формулировать цели проектной деятельности через изучение и осмысление мирового опыта в данном вопросе.
2. Поисковые (исследовательские) умения. Компьютерно-коммуникативные технологии предоставляют возможность доступа к информационным ресурсам всего мира.
3. Навыки оценочной самостоятельности. Компьютерно-коммуникативные технологии дают возможность соотнести свои результаты с результатами исследований в рассматриваемой области на уровне города, страны, мира.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве. Компьютерно-коммуникативные технологии дают возможность интерактивного общения, быстрого обмена информацией, возможность сотрудничества с удаленными партнерами (независимо от расстояния и языка общения).
5. Менеджерские умения и навыки. Компьютерно-коммуникативные технологии позволяют осуществлять планирование и прогнозирование через использование возможностей разнообразных программ и приложений.
6. Коммуникативные умения. Компьютерно-коммуникативные технологии дают возможности усиливать эффект от устных выступлений, быстро проводить опросы, эффективно обрабатывать материалы экспериментов.
7. Презентационные умения и навыки. Компьютерно-коммуникативные технологии позволяют выстраивать выступление с опорой на электронные средства презентаций, дают возможность презентации достижений в неограниченных масштабах [2, с.54].
Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты.
При этом речь не идет о заучивании простых алгоритмов, а, напротив, – о подлинной фундаментализации школьного образования, при которой акцент делается не на запоминание энциклопедического набора знаний из разных областей, а на овладение фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений [3, с.19].
Проектная деятельность является интегрированным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности [6, с.77].
Обучение на основе проектов повышает мотивацию к обучению, способствует формированию навыков сопоставления, классификации, анализа и синтеза. Кроме того, ученики приобретают навыки переноса знаний в другой контекст, так как учатся не столько запоминать факты, сколько искать, анализировать информацию, самостоятельного решать задания. Такое обучение также способствует формированию навыков сотрудничества и межличностного общения, позволяет эффективно адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни современного человека.
Проектно-исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться [7, с.111].
Реализация проекта позволяет систематизировать знания учащихся по важным темам курса. Ограниченный временными рамками урок органично переходит во внеурочную деятельность. Метод проектов ставит учителя в позицию сотрудничества с учащимися. При этом использование дистанционных возможностей компьютерно-коммуникативных технологий расширяет возможности традиционной проектной деятельности и повышают ее эффективность на всех этапах работы над проектом и на всех уровнях самостоятельности учащихся.
Дистанционная организация проектной деятельности школьников предоставляет широчайшие возможности для развития самостоятельности и творчества, формирования лидерских качеств, умений работать в команде, применять самые современные компьютерно-коммуникативные технологии.
Закончим словами К. Д.Ушинского: «Не уметь хорошо выражать своих мыслей - недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний».
Используемая литература.
1. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат – М.: Просвещение, 1998.
2. Компьютерные телекоммуникации – школе / Под ред. Е.С. Полат – М., 1995.
3. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников. / К.Н.Поливанова. - М.: Просвещение, 2011.
4. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://art-lk.ucoz.ru/publ/
5. Краля, Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие/ под ред. Ю.П. Дубенского. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005.
6. Пахомова, Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова - М.: АРКТИ, 2003.
7. Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Русская Редакция, 2009.
|