Главная » Статьи » Мои статьи

Заречнева О.И. Научные проекты школьников как составная часть профессиональной компетентности современного учителя
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ О.И. Заречнева учитель географии СШ №22 города Костаная Зародившееся в конце XX века образование корректирует свои приоритеты и ценности с учетом особенностей развития общества. Проявлениями магистральных тенденций развития современного общества являются тенденции перехода к парадигме культуры, базирующейся на новых знаниях и общепланетарных принципах мышления; от машинных технологий к социальным; от результатов образования в виде научных знаний методологии деятельности; от национальных экономик к мировой экономике[1]. В соответствии с вышесказанным в настоящее время идет переосмысление и реформирование фундаментальных основ новой педагогической парадигмы образовательного процесса. Появление новой парадигмы образования является одним из решающих аспектов культурно-цивилизованного развития. Новая парадигма образования сводится к замене «человека знающего» на парадигму «человека, подготовленного к жизни», «человека действующего». Отражение этого процесса ясно видно в изменении идеалов образованного человека. Так, образованный человек – это не только человек, знающий, даже со сформировавшимся мировоззрением, сколько подготовленная к жизни, ориентирующаяся в сложных проблемах современной действительности, способная осмыслить свое место в мире личность. Смена образовательных парадигм, если они смогут стать в реальности коллективной мыслительной деятельностью интеллектуалов и практиков, то это само по себе уже окажет стимулирующее воздействие на совершенствование творческого потенциала всей системы образования. Таким образом, формируемая новая парадигма образования ориентирует педагогическое сообщество на актуализацию исследовательской культуры учителя, повышение его профессиональной компетентности. Необходим учитель с исследовательской культурой для осмысления новых процессов в образовании, высоким профессионализмом, гибкостью мышления, методологической рефлексией, способностью к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определению концепций, форм и методов познания, управления, конструирования, владением знаний, обеспечивающих ориентировку в меняющихся условиях профессиональной деятельности. Важность развития творчества школьника, его способностей при решении любой учебной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность для всех является сейчас очевидным. Соотнося процесс творчества и обучения, очевидно, надо вести разговор о создании таких условий, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех обучаемых качеств и склонностей, обычно выделяемые как характерные черты творческой личности. Эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, готовит их к жизни в обществе[2]. Таким образом, можно заключить, что творческие способности есть у каждого ребёнка. Это индивидуально - психологические особенности, отличающие одного человека от другого. От того насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический смысл, но и практический смысл. Знание педагогов, что подразумевается под творческими способностями учащихся, расширит границы их проявления у детей. Сегодня каждый учитель должен быть готов к творческой деятельности, так как прежде всего это залог его успешности, а значит и востребованности на рынке образовательных услуг. Одним из приоритетных направлений является совершенствование уровня компетентности педагогов. Ведь только саморазвивающийся учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика, и только конкурентоспособный учитель способен взрастить конкурентоспособную личность. Например, предполагается, что учитель профильной школы в недалеком будущем должен: 1. Уметь осуществлять дифференциацию для оказания помощи учащимся в пределах своих траекторий и индивидуальных образовательных программ. 2. Представлять многообразие выбора разноуровневых предметных курсов. 3. Уметь работать в проектном режиме. 4. Преподавать разноуровневые и интегрированные курсы. 5. Работать как куратор, социальный педагог, психолог. Наиболее эффективным средством профессионального роста учителя является поисковая исследовательская работа. Педагог-мастер – это прежде всего педагог- исследователь. Следует обратить внимание на взаимоотношение понятий: «педагог- практик» и «педагог-исследователь». 1 Объект Имеет дело с единичным объектом, анализирует то, что «лежит на поверхности». Деятельность исследователя осуществляется на уровне сущности. 2 Предмет Практика всегда полипредметна (объективная действительность) Наука – монопредметна (идеальные объекты) 3 Способ Педагог осваивает действительность обыденным мышлением. Исследователь обладает теоретическим мышлением. 4 Язык у практического педагога бытовая, житейская лексика. Для ученого характерен специализированный словарь и синтаксис научного языка. Рассматриваемые различия имеют смысл как противопоставление позиций педагога-исследователя и педагога-практика. Очевидно, что в определенном случае обе позиции могут совмещаться в деятельности одного человека. В таком случае «педагог- исследователь» - понятие более широкое, включающее в себя понятие «педагог-практик». В современной педагогической литературе имеются попытки доказательства необходимости и возможности совмещения исследовательской и обучающей функций. Однако, по моим наблюдениям, на нынешнем этапе изменения парадигмы образования об этом говорить преждевременно, так как уровень исследовательской культуры многих школьных учителей недостаточен. Педагогу, которому хочется совместить свою педагогическую деятельность с научным исследованием, нужно не просто дополнить одну работу другой, а преобразовать педагогическую работу, превратив ее в удобную для моделирования различных исследовательских целей и задач. В исследовательской деятельности очень большую роль играют навыки и способности каждого отдельного исследователя. Характер деятельности исследователя требует специальной (экспериментальной и теоретической), математической, логической, философско-методологической, историко-научной и науковедческой, нравственно-этической подготовки. Компетентность педагога – зависит от уровня сформированности трех групп компетентности, которыми должен владеть современный учитель – исследователь: 1.Методологические(психолого-педагогические). 2.Общекультурные(мировоззренческие). 3.Предметно-ориентированные. Важной составной частью компетентности учителя современной формации является умение грамотно осуществлять руководство научными проектами школьников. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Не зря эту технологию относят к технологиям XXI века, а ежегодно, начиная с 1999 года, проводятся Национальные соревнования научных проектов школьников Республики Казахстан. С 2000 года Республиканский научно-практический центр «Дарын» является филиалом Всемирной выставки науки и техники со штаб-квартирой в Вашингтоне. Национальные соревнования научных проектов школьников проводятся в соответствии с требованиями этой выставки[3]. В практике обучения широко применяют метод проекта: это может быть работа на уроке над той или иной темой, работа над научным проектированием во внеклассной деятельности, например, в НОУ (научное общество учащихся), групповая или индивидуальная работа учащихся над проектом под руководством учителя. В любом случае существуют требования к использованию метода проекта: 1. Наличие значимой проблемы, требующей исследования для ее решения. 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. 3. Самостоятельная деятельность учащихся. 4. Структурирование содержательной части проекта. 5. Использование методов исследования, предполагающих последовательность выполнения задач. 6. Определение проблемы и задач исследования. 7. Формулирование гипотезы. 8. Обсуждение методов исследования. 9. Анализ полученных результатов. 10. Корректировка. 11. Презентация. 12. Выводы и выдвижение новых проблем. Следует отметить, что реализация проекта на практике ведет к изменению позиции учителя. Он неизбежно из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и деятельность учащихся, так как учащиеся используют различные методы самостоятельной и познавательной деятельности учащихся. Технология работы над научным проектом предполагает руководящую роль педагога, несмотря на сниженную внешне, казалось бы, активность. На любом этапе работы над проектом педагог должен оставаться главным советчиком, идейным вдохновителем. Технология работы над научным проектом школьников. Этапы работы над проектом Содержание деятельности ученики учитель I Подготовительный период. Определение темы, целей, проблемы, задач. Формулирование гипотезы Ищут необходимые теоретические источники, обсуждают информацию. Предлагает тему, мотивирует, заявляет замысел, оказывает помощь в постановке задач, разбирает задачи на подзадачи. II Планирование: 1. Определение способов сбора, анализа информации, разработка анкеты, представления результатов. 2. Установление критериев оценки результатов и процесса. Формулируют задачи, выбирают план действий. Предлагает идеи, высказывает, гипотезы, корректирует. III Сбор информации. Работа с литературой, наблюдения, анкетирование, работа с архивными источниками. Собирают информацию. Наблюдает, косвенно руководит деятельностью. IVАнализ. Анализ информации, формулирование выводов. Подготовка стендового материала. Анализируют полученную информацию, готовятся к презентации. Корректирует, наблюдает, советует. Главное в деятельности учителя — уважать и любить своих учеников, помня, что ребенок - не сосуд, который надо наполнять, а светильник, который нужно зажечь. Мышление всегда носит творческий характер, так как оно направлено на открытие новых знаний. В качестве основного критерия творчества часто рассматривается - оригинальность мышления - способность давать ответы далеко отклоняющиеся от обычных. Оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других стандартных решений. Оригинальность рождается из преодоления "правильного", очевидного, общепринятого. Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах как гибкость, оригинальность, беглость, глубина мышления (отсутствие скованности, отсутствие стереотипности). Эти все качества характеризуют творческого человека[4]. Научить ребёнка решать жизненные задачи путём одностороннего изучения готовой информации невозможно. Поэтому способов учения, обращённых к репродуктивному мышлению, вниманию и памяти недостаточно. Необходимы способы, побуждающие учащегося к непосредственному познанию действительности, к самостоятельному разрешению теоретических проблем. Одним из таких способов является проблемное обучение, возникшее как результат достижений передовой практики и теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом обучения. Суть проблемного обучения заключается в следующем. Перед учениками ставят проблему, познавательную задачу, и ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения. Школьники строят гипотезы, аргументируют, рассуждают, доказывают. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности[5]. Развитие творческого мышления при проблемном методе обучения выражается в том, что увеличивается творческая активность детей в форме вопросов. Такое обучение влияет на развитие гибкости мышления детей. Развивать творческие способности ребенка - это значит развивать его воображение. Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других - поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат - уровень приобретенных знаний, умений и навыков. Проблемное обучение в преподавании географии. Согласно положениям дидактики проблемное обучение реализуется с помощью следующих методов: 1. частично-поискового или эвристического, 2. проблемного изложения 3. исследовательского. В решении проблемы учащимися можно выделить следующие этапы: 1. осознание проблемы, вскрытие противоречия; 2. формулирование гипотезы исходя из данных условий; 3. доказательство гипотезы; 4. общий вывод[6]. Для решения проблемы учащиеся пользуются такими приёмами учебной деятельности, как нахождение разрыва в связях, выдвижение гипотезы, переформулировка требований вопроса, применение общего положения гипотезы к отдельным приёмам, установление комплекса причинно-следственных связей. Постепенное овладение учащимися этими приёмами ведёт к формированию умения решать проблемы[7]. Таким образом, сегодняшний день – это время инновационной деятельности казахстанского учителя-исследователя. В современной школе создаются все возможности для полного раскрытия творческого потенциала педагога, повышения уровня его компетентности. Как видно из вышеизложенного, руководство научными проектами школьников – важная составная часть работы учителя высокой исследовательской культуры[8]. Список использованной литературы . 1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Изд. Центр “Академия", 2002. 2. Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника. Ж-л “Завуч начальной школы". №2, 2001. 3. Козвонина В.П. Развитие творческих способностей учащихся. Нач. шк. 2000. №7. 4. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: «Знание», 1991. — 80с. 5. Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: «Знание», 1974. — 64с. 6. Матюшкин А. М. Актуальные вопросы проблемного обучения. — М.: «Просвещение», 1968. -203с. 7. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. — М.: «Просвещение», 1977. — 240с. 8. Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. — М.: «Просвещение», 1968. — 208с
Категория: Мои статьи | Добавил: Nata22 (30.05.2016)
Просмотров: 129 | Теги: Заречнева О.И., СШ22 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar