Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий
О.И. Заречнева
ГУ СШ №22 города Костаная
Казахстан
В последнее десятилетие аналитики образования слово "качество" повторяют чаще других слов. Отслеживание качества необходимо для сохранения образовательными учреждениями основных ценностей и идеалов образования: свободного поиска истины и бескорыстного распространения знаний.
Вопросом качества занимаются многие. Однако приходится признать, что, несмотря на это, концепция качества образования только складывается: определяются подходы, формируются показатели, аспекты качества, ставится вопрос о критериях.
Качеством занимались всегда. В этом нет ничего нового, появилось лишь новое модное слово. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.
Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса.
В качестве условий достижения "нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования" определены:
• введение в действие государственных образовательных стандартов и вариативного базисного учебного плана;
• оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся;
• обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;
• использование нравственного потенциала искусства как средства духовного развития личности;
• введение профильного обучения в старшей школе;
• усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся;
• развитие дистанционного образования;
• государственная поддержка школ для одаренных детей;
• создание эффективной государственно-общественной системы экспертизы и контроля качества учебной литературы;
• создание государственной системы оценки качества образования и др. [1, с.8].
Так что же такое "Хорошее качество образования"?
Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:
• с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;
• с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;
• с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;
• с глубокими прочными знаниями по всем предметам.
Для родителей хорошее качество образования связано:
• с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;
• со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;
• с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом.
Для учителей хорошее качество образования связано:
• с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно;
• с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
• со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;
• с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт[2, с.10].
В высказываниях учащихся чаще звучат ближайшие жизненные задачи - получение профессионального образования, в высказываниях родителей - успешное профессиональное самоопределение учащихся и достижение поставленных целей, в высказываниях учителей - гуманистические принципы воспитания, индивидуальный подход к детям, реализация творческого потенциала учителя.
Как же повысить качество образования?
Качество образовательного процесса синтезируется из следующих качеств:
• качества образовательной программы;
• качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
• качества потенциала обучающихся;
• качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов);
• качества образовательных технологий;
• качества управления образовательными системами и процессами.
Мы остановимся на одном из путей повышения качества образования через использование инновационных технологий, а именно: технологии погружения в виртуальное пространство с использованием современных средств обучения - интерактивной доски.
Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, личности информационной цивилизации. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой.
Как стремительно меняется современный мир! Не успели учителя, ученики и их родители привыкнуть к новым информационным технологиям в образовании, как заговорили о технологиях информационно-коммуникационных. Пока разбирались в чём отличие, осваивали и определяли, как лучше использовать новые возможности, в школах появились новые интерактивные технические средства, использование которых в обучении представляется существенным шагом вперёд.
Использование интерактивных досок в классе способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным[3, с.17]..
Однако важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные функции доски.
Работа с интерактивной доской предоставляет новые возможности, как педагогам, так и учащимся.
Возможности для учителей:
• экономия драгоценного времени урока, которое педагог обычно тратит на наглядное объяснение материала,
• позволяет преподавателям объяснять новый материал из любого места класса,
• создает определенную гибкость, позволяя учителям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов,
• позволяет учителям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил, а также упрощая проверку усвоенного материала,
• позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям,
• позволяет легко переходить от режима демонстрации к режиму записей на доске, сохраняя при этом и тот и другой материал, а также возможность повторного воспроизведения его в любой последовательности на уроке,
• позволяет учителям вновь использовать созданные материалы и делиться ими друг с другом,
• возможности доски, как наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями анимации и мультипликации позволяют повысить интерес учащихся к рассматриваемому материалу,
• использование интерактивной доски позволяет создать проблемную ситуацию и возможность разрешить её, выполняя виртуальные лабораторные опыты, мини-исследования,
• вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост[4, с.27]..
Возможности для учащихся:
• предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков, коммуникативных навыков,
• всё, что ученик напишет, автоматически сохранится в памяти, так что спустя время письменные ответы можно будет найти в архиве и проверить, например, объективность выставления оценок,
• появляется возможность работать более творчески (можно исправить или переделать любой элемент демонстрационного материала), возрастает уверенность в себе,
• можно заранее или на уроке подготовить собственный материал.
Исследования показали, что работа с интерактивными досками действительно помогает в учёбе. Это хороший выбор для преподавателей, которые с помощью современных технических и аудиовизуальных средств и интенсивных методов обучения хотят заинтересовать своих слушателей, повысить посещаемость, облегчить усвоение материала. Работа с интерактивной доской улучшает восприятие материала учащимися. Они признают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом. Они считают, что мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное участие в работе[5, с.19]..
Интерактивную доску можно использовать на многих уроках:
Обучение школьников может стать привлекательным и захватывающим. Интерактивная доска призвана вдохновить и призвать детей к стремлению овладеть новыми знаниями. Высокое разрешение цветовых изображений на экране привлекательны для детей, помогут учителю "оживить" урок.
• при изучении физики интерактивный экран позволит ясно представить, например, как электрическая энергия при определённых условиях переходит в механическую, тепловую, световую, химическую, магнитную.
• при изучении английского языка скрыть слова в тексте. Обсудить с учащимися, какие по их мнению слова скрыты и открыть их. Использование звукозаписей через интерактивный экран во время показа текста на экран предоставляются возможность учащимся чтения и практики прослушивания одновременно.
• фотографии из истории прошлого в полном объёме цвета можно легко отображать на экран.
• на географии можно отобразить любую карту легко и быстро, увеличить, уменьшить её, нанести маркером любые значки: где добываются полезные ископаемые
• на уроке русского языка школьник пишет текст на доске маркером, учитель или ученик проверяет, красным цветом исправляет ошибки, выставляет отметку и сохраняет текст в компьютерной папке ребёнка. К нему всегда можно вернуться.
• на уроке биологии можно виртуально препарировать лягушку или просто показать как происходит опыление при изучении темы "Размножение и развитие растений"
• на химии увидеть все "последствия" химических реакций, вплоть до виртуального взрыва, не используя опасные реактивы. Чисто и эстетично.
Более подробно я остановлюсь на применении интерактивной доски на уроках географии.
На уроках географии интерактивную доску я использую с различными целями:
• для оптимизации процесса обучения путем разнообразия видов урочной деятельности,
• для обеспечения наглядности при изучении различных объектов.
• для сокращения временных затрат при решении различных задач (решение текстовых задач: схемы, рисунки, таблицы),
• для интеграции со следующими дисциплинами: географии и физики (атмосферное давление), географии и математики (построение графиков, решение задач ) и т.д
Самый первый шаг в использовании интерактивной доски - применение обучающих программ, которые имеются в каждой школе.
Что делать, если отсутствуют специальные учебные программные средства?
Создавать мультимедийные презентации, ведь для их разработки достаточно базовых знаний компьютерного пользователя и они имеют ряд преимуществ: аккуратный выверенный текст, легко встраиваемые схемы, рисунки, фотографии, эффекты анимации. С применением интерактивной доски появляется дополнительная возможность - дописывать текст, дорисовывать схемы поверх слайдов презентации.
С помощью интерактивной доски я создаю не просто презентацию-сопровождение для урока географии. Применение интерактивных моделей и динамических FLASH - презентаций является одним из наиболее эффективных способов внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс.
Фрагменты уроков, на которых я использую анимационные слайды - яркие, привлекательные. Даже те, кто обычно не отличался высокой активностью на уроках, начали высказываться по поводу возможных шагов в решении задачи.
Пессимистам, которые скажут, что это будет слишком весело, хочу напомнить слова из известной песенки: ":учиться надо весело, чтоб хорошо учиться".
Существенным препятствием на пути применения современных технологий в учебном процессе является:
• низкая компьютерная грамотность участников этого процесса. Педагоги, закончившие вузы более 15 лет, практически не знакомы с компьютерами. Поэтому они либо вообще не используют новую технику в учебном процессе, либо используют эпизодически. Большая часть педагогов, прошедших компьютерные курсы, применяют компьютер как средство для изготовления различного рода дидактических карточек, тестов и других раздаточных материалов, а также для ведения всевозможной документации и отчетности.
• отсутствие интерактивных досок в школе
• на первых парах большие временные затраты при подготовке к уроку и жёсткая заданность урока в соответствии с содержанием презентации[6, с.28].
Но, несмотря на это, всё выше сказанное подтверждает, что применение интерактивных досок способствует повышению качества образования путём применения современных технологий.
Список использованной литературы
1. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
2. Каминский В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе. – Научно-практический журнал «Завуч» №3, 2005.
3. Попова Н.Г. Информатизация учебного процесса. – Журнал «Начальная школа» №11, 2000.
4. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. -
Журнал «Начальная школа» №5, 2002.
5. Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления
младших школьников. Библиотека сообщества учителей начальных
классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2008.
6. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006.
|